Сторінка:Краткое описаніе о козацкомъ малороссійскомъ народѣ и о военныхъ его дѣлахъ, собранное чрезъ бунчуковаго товарища Петра Симоновскаго.pdf/123

Матеріал з Вікіджерел
Ця сторінка вичитана

его милость, подвигъ Монаршескія силы, чая, что онъ извѣстенъ есть о довольствахъ кормовъ конскихъ, и тамъ далѣ поступая, обрѣлось поле всѣ згорѣло.

Того ради, по тѣмъ всѣмъ вышеописаннымъ причинамъ и нежелательствамъ и нерадѣніямъ, многіе чаютъ и совершенно твердятъ, и мы вѣдаемъ, что онъ, Гетьманъ, не хотя совершенно тѣмъ пожаромъ предварить, есть причиною и повелителемъ къ выжегу поль.

Понеже, не дохода Конской Воды, когда и ему въ походѣ болѣзнымъ очамъ солнечной зной докучалъ, говорилъ: Се неразсудная война Московская, коль намъ вредительна! Лишила, де, меня здоровья крайняго; не лучше ль было Москвѣ дома въ покои сидѣть и своихъ рубежей беречь, нежель съ Крымомъ войну сію ненадобную заводить?

А какъ не можно было войскамъ по погорѣлымъ полямъ далѣ итти, онъ, не ища и не промышляя какова способу, какъ бы надъ непріятели, хотя уже меньшими войски, учинить промыслъ, гоня не наславу вѣчную войскъ Московскихъ и Козацкихъ, а защищая Государство Крымское, совершенно на томъ сталъ и совѣтовалъ, чтобъ Бояре, ихъ милости, съ войски возвратились назадъ.

А возвративъ обозы назадъ, то говорилъ: Не сказывалъ ли я, что Москва ничего Крыму не здѣлаетъ? Се нынѣ такъ и есть, и надобно будетъ впредъ гораздо имъ отъ Крымцовъ отдыматись; а творитъ то наругательство съ смѣхомъ.

Нынѣ ни о чемъ не печалится, только такъ говоритъ передъ духовною честною особою: Когда бы мнѣ далъ Богъ сына моего съ Низу цѣлаго сыскать и въ Батуринъ притти, буду, де, знать, что дѣлать; есть у мене дѣла напраженны къ дѣланію иныя.

И то говорилъ чрезъ ту жъ особу: Что мнѣ дѣлать съ тѣми чертями, Москали, какъ они со всѣми войски своими напрутся въ домъ итти? яде, хотѣлъ просить Боярина, чтобъ мнѣ далъ и оставилъ съ пять тысячъ войска, а то для пожданья и отысканія сына моего съ Низу.

И то Пресвѣтлѣйшимъ Великимъ Государемъ буди извѣстно, что онь, Гетьманъ, самовластно владѣетъ и хочетъ владѣть Малою Россіею, Грамоты Монаршескія, у кого хочетъ, беретъ, и дачи на себя или на дѣтей своихъ оборачиваетъ; къ Царствующему граду Москвѣ, не токмо къ мірскимъ, но и духовнымъ, людямъ ѣздить запрещаетъ, и города Государскіе Малороссійскіе не Государскими, но своими, именуетъ, и людямъ войсковымъ приказываетъ, чтобъ ему, а не Монархамъ, вѣрно служили.

Сверхъ того говорилъ: Когда возвратимся изъ Крымскаго походу, порадѣемъ лучше Малую Россію утвердить, и не такъ, какъ стоитъ въ прежнихъ своихъ статьяхъ.

И сынъ его, Григорій, въ Черниговѣ бранилъ войта и мѣщанъ, и лаючи, смертною казнію грозилъ, что войтъ и мѣщане хотѣли поставить на ратушѣ орла платаного въ то знаменіе, что городъ Черниговъ есть властная Ихъ Царскаго Пресвѣтлаго Величества отчина, и говорилъ Григорій войту и, мѣщанамъ,такъ: Не будете, мужики, жить на свѣтѣ, что хочете выламаться съ подданства господина отца моего и поддатися Москвѣ, и заказалъ, дабы орла не ставили, и ставить не дерзали.