Сторінка:Краткое описаніе о козацкомъ малороссійскомъ народѣ и о военныхъ его дѣлахъ, собранное чрезъ бунчуковаго товарища Петра Симоновскаго.pdf/125

Матеріал з Вікіджерел
Ця сторінка вичитана

дадутъ конечно Полякамъ добрую встрѣчу; пусть же Бояры, такія непочтивой матери дѣти, скачутъ и Полякамъ даютъ помощь, а не здоровъ дадуть.

Того жъ дня, пришедъ къ нему, Гетьману, Войтъ Переяславскій, говорилъ: Жалуется, де, Москва приходя, что людей Государскихъ много померло и зѣло много больныхъ лежитъ; а онъ сказалъ: Хотя бы и всѣ пропали, то бъ я о томъ не печалился.

Лошадей сколько къ нему ни приведутъ заблудшихъ Московскихъ и всякихъ, всѣхъ велитъ, своимъ пятномъ перепятнавъ, въ Гадичь отсылать; то его въ семъ явное воровство.

Въ нѣкое время здѣ, въ войскѣ, былъ Гетьманъ съ Полковниками Московскими съ нами всѣми на обѣдѣ у Обознаго; и послѣ обѣда Петръ Борисовъ Полковникъ размолвилъ съ Гамалѣею, и Гамалѣя, знатно въ надежду его, противъ Полковника сказалъ: Что ты меня, Полковникъ, порекаешь? Не саблею, де, насъ взяли. И онъ, Гетьманъ, то слышавъ, ни единого слово Гамалѣи не молвилъ, да и разсмѣялся, а чаять что и похвалилъ.

А послѣ учиненнаго миру, знатно хотя какую въ томъ вреду учинить, посылалъ въ пасѣки Заднѣпрскіе, въ договорѣхъ мирныхъ при Польской сторонѣ оставленные, десятины пчелъ выбирать, и то учинилъ онъ противно, а не по волѣ Государской.

А о земляхъ той стороны Днѣпра говорилъ жестоко: Не такъ, де, то будетъ, какъ Москва съ Поляки въ мирныхъ своихъ договорахъ постановила; учинимъ мы такъ, какъ намъ надобно; по которому своему намѣренію, тому, Гречаному, къ Королевскому Величеству посыланному, о тѣхъ земляхъ и о Посожскихъ селѣхъ, сверхъ договоровъ мирныхъ, упоминаться велѣлъ.

И при таковыхъ своихъ къ Великимъ Государемъ нерадѣніяхъ, и вольности войска Запорожскаго, отъ Великихъ Государей подтвержденные, нарушилъ.

Все одинъ дѣлаетъ; никого къ думѣ не призываетъ; уряды по своему гнѣву отнимаетъ и не по пристойнымъ причинамъ ихъ наказываетъ и въ безчестіе вводитъ, и кого хочетъ безъ суда и безъ доводу напрасно.

За уряды Полковничіе беретъ великіе посулы, и чрезъ то допускаетъ людямъ утѣсненія, чего при иныхъ Гетьманѣхъ не бывало.

Людей старинныхъ войсковыхъ заслуженныхъ всякими своими вымышленными способы тѣснить и слова добраго не говоритъ.

А иныхъ мѣлкихъ незаслуженныхъ съ собою поставливая, тѣмъ оказывается, что хочетъ учинить, что можетъ.

Въ мельницахъ Козацкихъ нѣтъ Козакамъ воли, ни знатнымъ, ни заслуженнымъ; все на себе забираетъ; что у кого полюбится, возметъ, а что онъ минетъ, то дѣти возьмутъ, и тому только у него приступъ, который посулъ даетъ, а кто не даетъ, хотя бы и годенъ былъ, отрыновенъ бываетъ.

Старшинѣ Генеральной нѣтъ у него чести надлежащей и безопасенія; больше отъ гнѣва и похвальныхъ его словъ мертвы бываютъ, нежели покойны живутъ.

Судейскаго уряду уже отъ четырехъ лѣтъ не отдаетъ, для того, что никого за добраго человѣка не имѣеть, и хочетъ, чтобъ тотъ су-