Сторінка:Краткое описаніе о козацкомъ малороссійскомъ народѣ и о военныхъ его дѣлахъ, собранное чрезъ бунчуковаго товарища Петра Симоновскаго.pdf/95

Матеріал з Вікіджерел
Ця сторінка вичитана

тись ему Гетьманомъ войска Запорожскаго, что ему, безъ всякаго дальшаго разсужденія, и дозволено.

Виговскій, скоро получа сіе, такъ какъ и Гетьманскія клейноты, не думалъ болѣе обратно ихъ возвращать, а старался всѣми мѣрами опять быть подъ вѣдѣніемъ Польши, на что и Польской посланникъ, именемъ Гнѣнскій, у него уже обрѣтался, и Польское войско и драгуны къ нему приходить начали.

Полковникъ Полтавскій, Пушкарь, примѣтя таковое Виговскаго злоумышленіе, писалъ къ Его Царскому Величеству, и Его Царское Величество, по оному Пушкаря доношенію, 1658 году, соизволилъ прислать въ Украйну Боярина, Богдана Матвѣевича Хитрова, для избранія войску Запорожскому Гетьмана, который бы, по избраніи, на вѣрность Его Царскому Величеству тѣмъ же Бояриномъ приведенъ былъ къ присягѣ.

Виговскій, по острой своей хитрости, предускоряя то, прибылъ съ нѣкоторою частію войска, кое ему доброжелательно было, въ Переясловъ, гдѣ, для избранія Гетьмана, и Радѣ быть повелѣно, на которой, когда Виговскій присланнаго Боярина сладкорѣчіемъ своимъ обольстилъ, а сверхъ того и довольно его одарилъ, то, за согласіемъ доброхотовъ Виговскаго, оный Бояринъ, Хитровъ, не дожидаясь большаго собранія, на Гетьманское достоинство его жъ, Виговскаго, и подтвердилъ, о чемъ Полковникъ Полтавскій извѣстясь, собравши войска 20,000 человѣкъ, спѣшилъ къ Переяслову, для пресѣченія оной Рады, однакъ самъ тотъ Бояринъ, возвращаясь изъ Переяслова, когда пострѣчалъ его съ тѣмъ войскомъ въ Лубняхъ, къ тому не допустилъ, и какъ можно уговорилъ его возвратиться обратно въ Полтаву.

За отшествіемъ Боярина изъ Украйны, Виговскій учинилъ согласіе и дружбу съ Татарами, какъ бы, для усмиренія недруга своего, Пушкаря, и согласниковъ ему, что и дѣйствительно надъ онымъ Пушкаремъ и произвелъ, и гдѣ ни обрѣтались согласные ему, Пушкарю, Козаки, какъ то: въ Лубняхъ, въ Гадячѣ и Глуховѣ, остріемъ меча всѣхъ истребилъ и самаго Пушкаря подъ Полтавою убилъ, хотя съ многимъ и своего войска кровопролитіемъ и потеряніемъ булавы своей.

Между тѣмъ тогожъ года Поляки, желая опять Козаковъ привесть въ свое порабощеніе, хитростію прислали пословъ своихъ, что яко бы усовѣтовали оно на Сеймѣ Варшавскомъ быть на Украйнѣ третьей Рѣчи Посполитой, на что и слѣдующіе учинили пункты:

Уніи на Украйнѣ не быть, а митрополитъ Кіевскій, съ четырьмя Рускими владыками, по Арцибыскупу Гнѣзненскомъ въ Сенатѣ засѣдали бъ. Войска Козацкаго 60,000 да будетъ. Гетьману Великаго Княженія Рускаго Украинскому быть первымъ Кіевскимъ Воеводою; въ Генералы и въ Сенаторы Польскіе не токмо изъ Римлянъ, но изъ Рускихъ избирать вольно; церкви и монастыри съ доходами ихъ привернуть паки Руси, да и въ Украйнѣ Козацкой имѣть свою Академію, Метрики, Канцеляріи и Типографіи, гдѣ и Рускіе учители быть должни. Самовольства и преступства, во время войны учиненныя, пустить въ амнистію, инако предать забвенію; миру нарушенія послѣ нѣтъ. Податей Руси