РБС/ВТ/Друцкие

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Друцкие, литовско-русский княжеский род, происхождение которого до последнего времени остается неясным. По большинству родословных, князья Друцкие происходят от князей Галицких следующим образом: внук князя Всеволода Мстиславича Бельзского и Владимирского (ум. 1195 г.), родного дяди знаменитого Даниила Романовича, короля Галицкого и Русского, Роман Александрович, князь Владимира Волынского, имел сына Михаила Романовича, первого князя Друцкого (от города Друцка на Волыни). От этого князя и пошли князья Друцкие со всеми происходящими от них линиями. По другим родословным, Друцкие князья происходят от упоминающихся неоднократно в русских и литовских летописях древних князей Друцкой области (Друцк, древн. Друтеск, ныне местечко Могилевской губ.), происходивших от князей Полоцких. В настоящее время, не имея хорошей истории Полоцкой земли, трудно разрешить этот вопрос, но, во всяком случае, более вероятности имеет мнение о происхождении князей Друцких из Галича и Волыни. По смерти князя Михаила Романовича Друцкого род князей Друцких разделился на две линии: от младшего сына князя Михаила, князя Василия Михайловича Друцкого, пошли собственно князья Друцкие, существующие до нашего времени; а от старшего сына князя Михаила, князя Семена Михайловича Друцкого, пошло несколько родов, разветвлений главного рода князей Друцких. Сын князя Семена, князь Димитрий, имел трех сыновей — князей Семена, Ивана и Михаила Димитриевичей Друцких, из которых каждый сделался родоначальником новой ветви рода: от старшего сына князя Семена, князя Ивана Семеновича Бабы, отъехавшего из Литвы к великому князю Василию Темному, произошли князья Бабичевы — русский род, угасший в XIX веке; от второго его сына, князя Ивана Семеновича Путяты, произошли существующие и поныне князья Путятины. Сын второго сына князя Димитрия Семеновича, князь Андрей Иванович, женатый на сестре великого князя литовского Витовта, сделался родоначальником трех новых линий: угасших ныне князей Друцких-Горских и существующих еще князей Друцких-Любецких и Друцких-Соколинских. И, наконец, третий сын князя Димитрия Семеновича, князь Михаил Димитриевич, сделался родоначальником угасших князей Друцких-Подбережских.

Первая из этих линий, собственно князья Друцкие, вступили в родственные отношения с великими князьями литовскими дома Гедимина, занимали почетные места в Литве, но после принятия католицизма Гедиминовичами были притесняемы за свою преданность православию, в начале ХVІ века примкнули к князьям Глинским и вместе же с ними в лице четырех своих представителей — князей Василия, Богдана и Андрея Димитриевичей и племянника их князя Димитрия Юрьевича — в 1508 году перешли на русскую службу, где, впрочем, как в ХVІ веке, так и в последующее время, не занимали особенно видных должностей.

Линия князей Друцких-Соколинских, получивших свое прозвание по владению имением Сокольней, остались в Польше, скоро приняли католицизм и ополячились. В XVII веке, после возвращения Смоленска к России по Андрусовскому миру 1667 года, некоторые представители этого рода, владевшие имениями в Смоленском воеводстве, остались в русском подданстве, приняли снова православие, служили в ополчении смоленской шляхты, принимали участие в походах московских воевод, но не выслуживались выше стольника. В ХVIII и XIX веках Друцкие-Соколинские большею частью оставались в своих имениях в Смоленской губернии и служили лишь по выборам уездными и губернскими предводителями дворянства в Смоленской же губернии. От Друцких-Соколинских, в бытность их в Польше, выделились ветви князей Одынцевичей, Багриновских, Бабичей и Коноплей.

Князья Друцкие-Любецкие, получившие свое прозвище от владения местечком Любечем, также, как и князья Соколинские, остались в Литве, где до второй половины ХVII века оставались верными православной вере и были даже поддержкой православия в западнорусских областях, но во второй половине XVII века Друцкие-Любецкие перешли в католицизм. В русское подданство князья Друцкие-Любецкие перешли во второй половине ХVIII века вместе с подчинением Польши русскому владычеству.

Е. Лихач.