… Если мало мыслящий мужчина не соглашался итти на забастовку, то его выгоняла жена, чтобы за неучастие в движении не потерпеть крушения от толпы“.
… Имевших 10—15—20 дес. земли кр-не считали богатыми. Их все время задевали, над ними смеялись и глумились.
… Явился пристав с 50 козаками, которые сделали стрельбу вдоль улицы. Убитыми оказались двое совершенно невинных (один, проезжавший через село, а другой мальчик, несший белье с реки, где мыла его мать). Человек 50 взяты в тюрьму.
… Кто не возвращал взятого у помещика по первому требованию, тот „был избит нагайками на глазах своих жен и детей. Сколько было перепугано детей за то время“.
… Затребовано было 300 солдат и 50 Козаков; многие новые постройки разорили.
… Когда в селе появился карательный отряд, крестьяне забили в набат и бежали кто куда мог.
… Главной причиной движения было малоземелье, но многие, подстрекаемые агитаторами, примкнули к движению на политической почве, как-то: перемена правительства, учреждение республики, уменьшение налогов и пр. в чем темному и малоразвитому кр-ству чудились всевозможные блага[1].
… Вражда к помещику искони существует (и наоборот помещика к кр-ну) за крепостное право, за захват панами лучших угодий, озер, рек, лугов, далекий, неподручный отвод наделов и сдачу земли в аренду на таких условиях, что крестьянину за труды ничего не остается, а при недороде — одно разорение для рабочего люда, живущего земледельческим трудом.
… На погром водили шайку громил сельский староста и волостной судья, надевши должностные знаки.
- ↑ До цього Коцюбинський зробив примітку: „К мітинг“.