Сторінка:Краткое описаніе о козацкомъ малороссійскомъ народѣ и о военныхъ его дѣлахъ, собранное чрезъ бунчуковаго товарища Петра Симоновскаго.pdf/113

Матеріал з Вікіджерел
Ця сторінка вичитана

Мурашка, съ небольщою командою осадили, отправили въ помощь Мурашкѣ Думитрашка, но тотъ, получа вѣдомость, что Турки уже взяли Баръ, Подгайцовъ, Межибожье и Умань, а Ханъ Крымскій, слѣдуетъ на Украину, ретировался въ Каневъ. Въ слѣдъ сего и сами, такъ Князь, какъ и Гетьманъ, оставя Чигринъ, спѣшили въ Черкасы, а оттуда, переправясь чрезъ Днѣпръ, прибыли благополучно въ Малую Россію, за коими Ханъ Крымскій съ Дорошенкомъ сильною рукою гнались даже до самаго Днѣпра,

Ретирада сихъ двоихъ вождевъ всѣмъ тоя стороны городамъ, кои Его Царскому Величеству были въ вѣрности, весьма чувствительна была, и не могли они довольно надивиться о таковой ихъ поступкѣ, что не давъ имъ ни какой помощи и ни наставленія, но, оставя всѣхъ въ жертву Туркамъ и Татарамъ, ретировались на ту сторону Днѣпра.

Сожалѣнія достоинъ былъ многонародной, богатый и крѣпкій городъ, Лисянка, коего жители, видя себя безпомощныхъ, оставя церкви, военные припасы и все имущество свое, бѣжали, куда кто могъ, а Татары, кои предъ тѣмъ его всегда опасались, разорили его до основанія.

Таковому жъ жребію и протчіе Украинскіе подлежали города, но Умань городъ всѣхъ болѣе пострадалъ, ибо жители онаго, надѣясь на множество имѣвшагось въ немь народа, храбро съ Турками подвизались, такъ что по улицамъ какь Турецкая, такъ и Христіанская кровь ручьями текла и дороги всѣ трупами завалены были. По взятіи славнаго сего города, Турчинъ вступилъ опять въ землю свою, а Дорошенко оставилъ токмо однихъ Татаръ, съ которыми онъ остальные Украинскіе города, бывшіе въ вѣрности Россійскому Государю, до остатка разорялъ, имущество взымалъ и купечество разграблялъ для награжденія Татарамъ.

Что же принадлежитъ къ Мурашкѣ, кой съ пятью тысячами Козаковъ защищалъ Ладыжинъ, то онъ такъ храбро сражался съ Турками, что когда бы отъ него Ладыжинцы, по прелести Дорошенка и Гоголя, не отступили, въ силу бы Туркамъ можно его взять, чего они ему и не доказали, ибо онъ съ подчиненными своими, не хотя живой отдатись Туркамъ, потоль бился, пока онъ и воины его изнемогли и сами собою померли.

1675 года новый Польскій Королъ, Янъ Собѣцкій, желая приобрѣстн опять Польшѣ Украину, прежде коронаціи своей прибылъ туда и бывшихъ тамо Турковъ, какъ-то: въ Бару, Рышковѣ и Могилевѣ, прогналъ прочь, что видя пѣхотное Дорошенково войско, оному Королю покорилось, которое онъ къ себѣ на жалованье принялъ. А протчіе тамошніе жители, такъ знатные, какъ и крестьяне, для лучшаго себѣ спокойства, переходили на жительство на сію сторону Днѣпра.

Тогда жъ Князь Ромодановскій и Гетьманъ Самойловичь опять маршировали на ту сторону Днѣпра для взятья Чигрина и, прибывши къ городу Корсуну, всѣхъ тамошнихъ жителей и Полковника перевели на сію сторону Днѣпра, послѣ чего тотъ городъ Поляки въ лучшое опустошенія оказаніе цѣлому свѣту сожгли.

Гетьманъ Дорошенко, будучи совѣстію мучимъ о таковомъ цѣлой