Сторінка:Краткое описаніе о козацкомъ малороссійскомъ народѣ и о военныхъ его дѣлахъ, собранное чрезъ бунчуковаго товарища Петра Симоновскаго.pdf/44

Матеріал з Вікіджерел
Ця сторінка вичитана

раненъ отъ удару стрѣлы, которая ему пробила щеку, однакъ онъ, не вынимая изъ раны той стрѣлы, пошелъ къ Королю съ объявленіемъ опасности, въ которой находится лѣвое крыло. Его Величество, позабывъ достоинства и особы своей, прискакаль тотчась туда для укрѣпленія присутствіемъ своимъ и увѣщеваніемъ всѣхъ на храбрость, возвращая на брань всѣхъ тѣхъ, кои были въ бѣгахъ, а тѣмъ, которые представляли жалобы о недостаткѣ офицеровъ для командированія, сказалъ, что онъ самъ особою своею заступитъ ихъ мѣста.

Сей Государь нечувствительно входилъ бы въ великія опасности, естьли бы слѣдующіе за нимъ не удерживали его. Присутствіе Короля, который такимь опасностямъ, для спасенія своихъ, подвергалъ себя, ободрило войско его такъ, что и несравненное множество непріятелей, коихъ они предъ собою имѣли, начало ослабѣвать, а Поляки, ободрясь, сражалися съ ними съ лучшею горячностію, нежели прежде, и изъ мѣста своего болѣе уже не уступали.

Некоторые изъ Татарь проломилися было съ одной стороны внутрь войска, однакь тотчасъ пушечными выстрѣлами и двѣма отъ инфантеріи ротами, подъ командою Гица, Капитана Королевской гвардіи, прогнаны. Наконецъ, когда непріятели не одержали ни какого авантажу, который бы соотвѣтствовалъ великимъ ихъ силамъ, употребленнымъ противу Польской арміи, наступающей ночь печальной оной окончала день, въ которой армія, по всѣмъ видимымъ обращеніямъ, должна была разбита быть на части. Цѣлая оная ночь происходила въ совѣтахъ и раздачи ордеровъ къ баталіи на утрешній день; здѣлано нѣсколько ретраншаментовъ въ скорости такъ для прикрытія себя, какъ и для лучшаго авантажу. Между тѣмъ какъ Король съ главнѣйшими господами и офицерами отъ арміи держалъ совѣтъ, произошелъ въ лагерѣ шумъ и смятеніе съ того, что яко бы Государь ихъ принялъ намѣреніе ретироваться съ прочими господами тоей же самой ночи.

Крайность бѣдствія, въ которой состояло дѣло, оную догадку о ретирадѣ здѣлало мало что не справедливою; ибо только что не произошло равное Пилочскому замѣшательству. Король, кой хотѣлъ было удалиться длл раздоха, увѣдомясь о томъ смятеніи, тотчасъ сѣлъ на лошадь и, ѣздя по лагеру, увѣрилъ всѣхъ присутствіемъ своимъ о ложномъ имъ о его ретирадѣ внушеніи, доказывая имъ, что онъ того никогда и не думалъ, а желаетъ всегда крѣпко стоять противу непріятеля вмѣстѣ съ ними, а между тѣмъ ласкалъ ихъ надеждою благополучнаго успѣха въ баталіи, которая дана будетъ слѣдующаго дня. Между прочимъ въ воинскому совѣтѣ, по настоящей коннектурѣ, разсуждено и сіе, чтобъ здѣлать опытъ въ раздѣленіи Хмельницкаго отъ Хана, что и происходило такимъ образомъ: послали къ Хану одного плѣненнаго Татарина съ письмомъ отъ Короля, которымъ изъяснено то, что Король не думаетъ, что онъ позабылъ милости и благоволеніе покойнаго Короля Владислава, у котораго когда онъ былъ плѣнникомъ и содержался подъ карауломъ въ Польшѣ, то много; оказано ему благодѣянія, а наконецъ,