Сторінка:Студії з Криму. I-IX. Редактор А. Е. Кримський (1930).djvu/208

Матеріал з Вікіджерел
Ця сторінка вичитана

запорожцы, ни донцы, но кубанцы и ногайцы розбили нашихъ людей на Чорной Долинѣ і инъде всюды. А былъ тот споръ до полудня. Просили меня чрезъ толмача, дабы я писаря какого от себя послатъ переводити тѣ писма, но я не далъ писаря, самъ с ними переводиль, ибо обманомъ хотѣли тот розбой запорожцомъ и донцомъ приписати, а не своимъ. Когда не вымогли у меня того, принужденъ писарь ту свою карту дати мнѣ ||л.379 подрати, и писати почали какъ есть правда, хто разбой учинилъ. А назавтреѣ Алекса Ізюмца і Петра Лихвинца Донского куреня из-за караулу на волю пустили, которых кубанцы, животы побравъ, самих в заключенье на продажу держали; а татаре за розбойниковъ тѣхъ людей нашихъ хотѣли вписати, ихъ пожитки забравъ.

Капланъ-Герей Нурадынъ салтанъ от Калги меншиі в Крыму.

Маия 21-го считали животы, дати имѣютъ кубанцы 440 левковъ Носику с товарыщьством, а Омелке с товарыщьствомъ 51 левокъ і коней 12.

Того ж дня Ѳедора Москаля из неволи и хлопцовъ Бѣлицкихъ і запорожцовъ проданыхъ на волю пущено за моимъ стараниемъ.

Майя 22-го неволники, выслужився и свободные листы імѣя, просили воли на Русь. О тѣхъ предлагалъ я дважды, отказалъ везирь: в книгахъ нашихъ написано: на волю неволниковъ пускати, ||л.380 но ис Крыму не пускати, пусть тут живут, ибо по таляру с нихъ в год дани берутъ.

Маия 24-го. З докладу ханского, луковъ и седель на господскую потребу купилъ я, а продавати христианом оружия за грѣхъ имѣютъ турки.

Маия 25-го. Атамана розбойніцкого Москаля Кубанского Кукуя голову отрѣзали ножем і кровь спустилі в ровъ, чтоб бусурманя на оную не ступали, и шаблею не рубили, яко негодного, ибо онъ і татаръ и христианъ рѣзалъ.

Майя 26-го. Домъ в Бакчисарае обвалился каменный; тот случай татаре за упадокъ себѣ нѣкакій приписуютъ, вѣщуючи зло.

Того дня калмыцкого посла ханъ отпустилъ, давъ ему чюгу; а еще луковъ 4, янчаровъ 2 и зекеаръ. Калмыки примирья просятъ у хана, говорил мнѣ калмыкъ — посольство желают под нашимъ государемъ жити і боярина чаютъ.

Майя 27-го просилъ я, дабы казаки розбитые в Крыме из-за караулу были пущены, і такъ застали на волѣ.

Маия 28-го былъ я на замку Ѳренском, гдѣ жиды живутъ, на камени весь стоит замокъ; былъ я в ||л.381 селѣ Мангушитах, живут христіане, еще от Ѳренков зосталые, зовутся татї; ибо прежде в Крымѣ и Бакчісарае Ѳренки мешкалї; и нынѣ их муры и ѳунтаны стоят.

Мая 29-го везир и писар выдалі животы, от розбойніков взятые, казакам, а достальное платіті будут обиженым.

Мая 30-го. У везиря и писаря сщиталі животы казацкіе, и просили за убитых наших девяти живых розбойніков, дабы в Сѣчю выдали, — на то отказано.

Просил я невольніка Юрка Яблоновского, дабы с вольнымъ ево листомъ пущен был на Русь, и листъ подавал везирю. Тогда везирь и листъ отдал, и сказал — живі тут на волѣ — в селѣ Скиткахъ у Халимъ-Аги-Челебѣя.

Маия 31-го бухарскіе бусурмане ѣхали до гробу Махометова и были у хана.